Развитие ребенка в 10 месяцев, что должны уметь мальчики, девочки
Десятимесячный возраст для ребенка 1-го года жизни – это вполне солидный срок, за который он из маленького беззащитного существа превратился в общительное и любопытное создание. Поговорим об особенностях малышей этого возраста, их навыках и достижениях, нормах умственного, психоэмоционального и физического развития.
Физическое развитие в десять месяцев жизни
С момента своего появления на свет малыш значительно вырос, окреп и прибавил в весе. Обычно к 10-му – 11-му месяцу масса тела ребенка возрастает в 3 раза по сравнению с весом при рождении. Однако, если первые месяцы увеличение перечисленных показателей шло очень интенсивно, достигая приблизительно + 800 г. и 3 см в месяц, то ближе к годовалому возрасту темпы роста постепенно снижаются и к 10-му месяцу достигают в среднем + 450 г. и 1- 1,5 см в месяц.
Физические параметры
Нормы физического развития детей (согласно ВОЗ) различаются в зависимости от пола ребенка и к 10 месяцам составляют
Для девочек: рост 69-74 см, вес 7,5 – 9,6 кг.
Мальчики немного крупнее. Их рост составляет 71-75,6 см, вес 8,2 – 10,2 см.
Двигательные навыки
За 10 месяцев после рождения мускулатура малыша значительно окрепла. И хотя в этом возрасте еще не каждый ребенок готов сделать свои первые шаги, в целом, кроха уже достаточно уверенно передвигается и держится в пространстве.
Вот основные общие двигательные навыки десятимесячного ребенка:
- Хорошо и быстро ползает и передвигается по-пластунски;
- Сидит с ровной спинкой, причем занять и поддерживать такое положение для крохи не составляет труда, он не заваливается даже без опоры;
- Самостоятельно встает и садится из разных положений;
- Хорошо передвигается с опорой (например, держась за ограждение кроватки);
- С легкостью влезает на небольшое возвышение;
- Ходит самостоятельно или с поддержкой взрослых.
У малыша улучшилась координация движений. Он уверенно дотягивается до интересующих его предметов, берет их в руки, осознанно перекладывает, может манипулировать игрушками (катать мяч, разбирать пирамидку, ставить друг на друга кубики). Новое приключение – это коробочки: их можно открывать и закрывать, а еще собирать и разбирать матрешку (нелегко, но так занимательно)!
Кроха с интересом наблюдает за взрослыми и деловито повторяет их движения: открывает дверцы шкафов, выдвигает ящики, достает интересующие вещи и исследует все вокруг. В это время родителям необходимо быть уверенными, что все опасные и мелкие предметы находятся за пределами досягаемости малыша.
Особенности питания
ВАЖНО! ВОЗ рекомендует не отказываться от грудного вскармливания вплоть до 2 лет.
К 10-месячному возрасту многие малыши уже могут похвастаться наличием первых зубов. У крохи значительно расширился рацион и появились свои вкусовые предпочтения. Помимо маминого молока, которое в этом возрасте составляет приблизительно 25 % от суточного рациона малыша, в меню 10-месячного ребенка входят:
- различные супы (протертые, на овощном или мясном бульоне);
- разнообразные каши (жидкие, вязкие, с маслом, с добавлением маминого молока, молочной смеси, при хорошей переносимости – козьего или коровьего молока);
- фруктовые суфле, пюре и соки (с оглядкой на аллергенность продукта);
- овощные пюрешки (и даже с добавлением мяса);
- желток куриных или перепелиных яиц (вводится с осторожностью, т.к. куриные яйца относятся к высокоаллергенным продуктам);
- мясные суфле, пюре, тефтельки (в первую очередь из говядины, телятины, кролика, индейки. Свинина не рекомендована в связи с повышенной жирностью мяса; курятина считается потенциально аллергенной, поэтому «опробуется» в более позднем возрасте);
- при отсутствии подозрения на аллергию – рыба (нежирная и не красная, с максимальной осторожностью в связи с ее высокой аллергенностью);
- кисломолочные продукты (творожные запеканки, детские творожки, кефир);
- растительное масло (в виде добавки в блюда)
- мучные изделия: пшеничный хлеб, печенье, галеты.
ВАЖНО! ВОЗ рекомендует воздерживаться от добавления в блюда детского рациона соли и сахара.
В этом возрасте кратность питания малыша составляет 5 раз в день с равными интервалами около 3,5 часов (плюс возможность грудного кормления во время ночного пробуждения). Объем «взрослой» пищи доходит до 500-600 г в сутки.
10-месячный возраст – отличное время для попыток самостоятельного питания малыша (разумеется под вашим контролем), тем более что и мелкая моторика ребенка уже готова к оперированию ложкой. Кроха с удовольствием знакомится с консистенцией продуктов, подхватывая их ручками или ложкой. Правда, нередко карапуз воспринимает еду как новую возможность для познания и игр, поэтому родителям приходится мягко корректировать данный процесс.
При возможности совмещайте детское кормление с приемом пищи взрослыми: малыши очень стремятся к подражанию взрослым, и ваш процесс приучения к самостоятельности может значительно ускориться.
Психическое развитие 10-месячного крохи
В действиях малыша этого возраста уже очевидна осознанность и целеустремленность. Он обладает богатым арсеналом эмоциональных реакций и уже явно демонстрирует свои интересы. Малыш знает слово «нет», но уже может показывать свое несогласие с мнением родителей, упрямясь и капризничая в ответ. И он очень радуется вниманию, похвале и положительным оценкам своих стараний.
Навыки и умения 10-месячного малыша
К этому возрасту малыш уже неплохо запомнил ближнее окружение, он узнает не только лица, но и голос, и выказывает яркие эмоции. В отношении незнакомых людей малыш склонен проявлять осторожность. Новое качество – это стеснительность.
Зато ровесники вызывают интерес и желание понаблюдать, потрогать, порой – склонность поделиться игрушкой (но только если есть настроение и никак иначе), в другой раз – забрать чужую. Дальше этого активное взаимодействие пока не идет, в этом возрасте дети предпочитают индивидуальные занятия. Хотя на коллективные эмоции малыши вполне готовы: увидев хохочущего малыша, Ваш кроха, скорее всего, радостно рассмеется в ответ.
Интерактивные игрушки https://www.wildberries.ru/catalog/igrushki/interaktivnye на WildBerries.
Арсенал навыков малыша обретает новые грани:
- знает «можно» и «нельзя», понимает просьбы взрослых, обдуманно их выполняет (или протестует). Например, может найти игрушку, отдать предмет взрослому, помахать ручкой и т.д.;
- понимает назначение некоторых предметов: ложки, расчески, мячика, дверцы шкафа и может ими правильно воспользоваться (хотя это не исключает и эксперименты);
- запоминать, где расположены предметы;
- отыскивать необходимую вещь взглядом, целенаправленно двигаться к ней, самостоятельно брать нужный предмет;
- проявлять эмоции по поводу происходящего (радость и смех во время шуточных игр, недовольство или обиду при нежелательных действиях в адрес крохи);
- повторять действия взрослых.
Речевое развитие
В этом возрасте малыш уже хорошо понимает простую речь взрослого, знает названия предметов, категории (можно, нельзя, вкусно) и очень радуется возможности пообщаться.
Если раньше речь ребенка представляла из себя подражание услышанным слогам и их повторение, то теперь в его арсенале появляются осмысленные простые слова, осознанно применяемые по назначению!
Речевые навыки 10-месячного крохи довольно разнообразны:
- он знает свое имя, может отвечать жестами на вопросы («где?»), выполнять просьбы («дай», «помаши ручкой»);
- активный словарь малыша уже насчитывает примерно 10 (а то и больше) простейших слов: дай, да, мама, баба, папа и т.д.;
- карапуз слушает и подражает речи взрослых;
- он с энтузиазмом интонирует: экспериментирует с громкостью, темпом, высотой звука;
- поет под музыку на «своем языке», попадая в мелодию;
- пытается выразить свои мысли с помощью своих «слов» (в общении со сверстниками это даже имеет эффект взаимодействия по типу диалога!).
При любой возможности общайтесь с крохой, сопровождайте описанием любое действие («надеваем носочек на ножку»; «возьмем ложку»), называйте части тела, явления и предметы. Старайтесь говорить выразительно, четко, разборчиво, хорошо интонируя. Не коверкайте слова, ведь ваш стиль произношения является для ребенка эталоном речи!
Режим дня
Повзрослевший кроха уже довольно много бодрствует (периоды бодрствования длятся по 3-4 часа 3 раза в день), в связи с чем распорядок дня становится более наполненным событиями. При появлении первых зубиков к утренним и вечерним водным процедурам добавляется чистка зубов. Прогулки сочетаются с играми, вводятся элементы утренней гимнастики и развивающих занятий. Для сохранения хорошего настроения необходимо ограничивать время такой активности до 15-20 минут, иначе есть риск переутомления.
Режим дня (пример)
07:30 Пробуждение, туалет и водные процедуры
07:45 Кормление
08:00 Игры, прогулка, развивающие занятия
10:30 Кормление
11:00 Сон
12:30 Пробуждение,
13:00 Активность
14:00 кормление
15:00 прогулка
16:00 дневной сон на свежем воздухе
17:30 пробуждение
18:00 кормление
19:00 чтение, спокойные игры
20:30 купание
21:00 кормление (детский кефирчик, кисломолочная смесь)
21:30 ночной сон
Прогулки и сон на улице играют важную роль в жизни малыша. Это значительно расширяет впечатления ребенка, придавая дополнительный импульс для развития. Свежий воздух успокаивающе действует на нервную систему крохи, улучшает качество сна, прекрасно влияет на обменные процессы, повышает иммунитет. В хорошую погоду пребывание ребенка этого возраста на свежем воздухе должно составлять 5-6 часов в день.
Сон ребенка в 10 месяцев
В 10-месячном возрасте ребенок уже помнит свой распорядок дня и привыкает жить по режиму. Часы дневного сна сокращаются до 1,5 – 2, а ночной сон длится 10-11 часов. Дневной сон двукратный, он может проходить на свежем воздухе, сочетаясь с одной из прогулок. При грудном вскармливании ночной сон может прерываться на дополнительное кормление.
В этом возрасте хорошо формировать ритуалы отхождения к ночному сну: убрали игрушки, водные процедуры, колыбельная песенка, поцелуи и объятия – обязательно!
ВАЖНО! На этом этапе родители нередко сталкиваются с нарушениями ночного сна ребенка. Причиной могут быть проблемы со здоровьем: атопический дерматит, сопровождающийся зудом, заложенность носа и т.п. Консультация врача поможет выявить и скорректировать проблему.
Для улучшения качества сна рекомендуется соблюдение благоприятствующих условий: проветривание комнаты, поддержание прохладной температуры и умеренной влажности воздуха, тишина, минимальный уровень освещенности.
- Сопровождайте подготовку ко сну ежедневно повторяющимися ритуалами;
- Избегайте переутомляющей или возбуждающей активности (телевизор, видеоигры, активные игры);
- Не укладывайте малыша в голодном или переевшем состоянии;
- Ежедневно соблюдайте время засыпания и пробуждения (без отступлений на выходные);
- К этому возрасту необходимо ограничить активность в кроватке: игры проводятся в манеже или на открытом пространстве, питание, чтение книг – вне кроватки.
Умственное развитие и мелкая моторика
Мелкая моторика ребенка претерпевает значительные качественные изменения. Если раньше кроха захватывал вещи в кулачок, то к этому возрасту его движения становятся гораздо более выверенными, целенаправленными, скоординированными.
Малыш уже может взять, удержать, положить небольшой предмет двумя или тремя пальчиками (пинцетный захват), перекладывать его из одной ручки в другую, производить действия двумя руками с разными предметами одновременно (ставить один на другой, стучать ими друг о друга и т.п.). Еще одно важное новшество этого возраста – указательный жест (почаще просите ребенка показать игрушку, предмет).
Очень важно уделять особое внимание отработке мелких движений пальцев, рук. Это положительно влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка (замечено: если движения пальцев соответствуют возрастной норме, то и развитие речи происходит своевременно), способствует улучшению памяти, внимания, мышления, воображения, координации, подготавливает малыша к выполнению разнообразных бытовых и учебных действий.
ВАЖНО! Речевой и моторный центры расположены в головном мозге близко друг от друга. Развитие мелкой моторики способствует профилактике задержки речевого развития.
Для стимуляции развития мелкой моторики очень полезны пальчиковая гимнастика, массаж, пальчиковые игры («Сорока-ворона», потешки).
- Предложите малышу новые игры: рассыпьте мелкие предметы (карандаши, крупные пуговицы, макароны), пусть малыш перекладывает, перебирает их, складывает в коробочку и т.д.
ВАЖНО! Манипуляции с мелкими предметами необходимо производить строго под контролем взрослого, т.к. велик риск, что карапуз попытается засунуть их в нос, ухо, проглотить!
- Развить силу пальчиков помогут игры с бумагой: дайте ребенку салфетки, пусть он их рвет, комкает, сжимает, бросает.
- Манипуляции с чашкой, ложкой также способствуют развитию моторики и координации.
- Разнообразьте пальчиковую гимнастику, предлагая малышу перекатывать мячики, перебирать пряжу и т.п.
Особенности развития мальчиков и девочек
Различия между девочками и мальчиками прослеживаются с самого рождения. Мальчишки в среднем отличаются бОльшими показателями роста, веса, окружности головы. И это преимущество сохраняется и в 10-месячном возрасте. Исследования показывают большую остроту слуха у мальчиков, а для девочек характерна повышенная кожная чувствительность. Зато девочки отличаются более ранним формированием речевых навыков, у них быстрее развивается мелкая моторика, активнее пополняется речевой запас. С другой стороны, девочки чаще склонны осторожничать, и проявлять интерес к ближнему пространству.
В противоположность им мальчики демонстрируют бОльшую силу действия, стремительность, склонность к активности и быстрому освоению пространства.
Считается, что девочки эмоциональнее воспринимают мир. Однако психологи замечают, что многие гендерные различия продиктованы разницей воспитания, которое подсознательно выбирают родители. Детям разных полов предлагаются разные игрушки, к мальчикам реже проявляют нежность (объятия, поцелуи, берут на ручки), в то время как с девочками уже этого возраста обсуждают ощущения, к ним бережнее относятся.
Многолетние наблюдения показывают: индивидуальные различия проявляются гораздо ярче, чем гендерные, поэтому воспитание, развитие, бережное отношение и Ваше общение с ребенком имеют превалирующее значение для формирования навыков и умений малыша.
Занятия для развития
Развитие маленького ребенка происходит ежемоментно, даже если это обличено в форму игры, прогулки. Чем больше внимания и ласки уделяются ребенку, тем большую отдачу вы увидите. Новые ощущения, впечатления, образы, понятия, движения как губка впитываются малышом.
- Разговаривайте с ним, показывайте ему новые предметы, описывайте их качества и действия с ними (мячик большой, кубик красный, машинка едет, водичка теплая), называйте попадающихся на улице животных и рассказывайте, как они говорят. Пусть ваша речь будет лаконичной и простой, не ленитесь повторяться, ведь запомнить весь массив обрушивающейся на малыша информации – серьезная работа.
- Игры малыша – это не только веселое времяпрепровождение, но и изучение свойств объектов, действий с ними (например, складывание матрешки означает внимательный анализ размера деталей, их совместимости; из кубиков можно выстроить башенку или длинную стеночку и т.д.). Игрушки малыша должны быть безопасными и разнообразными (по форме, цвету, фактуре, текстуре), чтобы ребенок получал новые ощущения от манипуляции, соприкосновения. В этом возрасте все также популярны звучащие игрушки (трещотки, бубны, погремушки), музыкальные (под них дети даже танцуют и поют), пирамидки, мячики, мобили, крупные машинки. Учите малыша играть: показывайте, как можно играть с предметом, повторяйте с мягкими игрушками бытовые действия (кормите, лечите, укладывайте спать).
- Особое внимание играм, развивающим мелкую моторику: лепка из пластилина, специального теста, перебирание мелких предметов, пересыпание их в коробочку (но обязательно под неусыпным контролем взрослого!).
- В этом возрасте дети уже могут рисовать. Пусть это будут яркие краски, которыми можно делать кляксы, восковые мелки – каляка-маляка, толстые цветные карандаши.
- Включайте малышу музыку: она также оказывает потенциирующее воздействие на нервную систему и развитие интеллекта (исследования особенно рекомендуют классику: Моцарта, Вивальди). Музыка развлекает и веселит: пусть малыш танцует, подпевает!
- Малыш любит бросать игрушки? Предложите ему коробку, в которую можно бросать, это будет дополнительно развивать координацию и глазомер.
- Обязательно читайте книжки. 10-месячный кроха уже понимает простейшие предложения, поэтому потешки, коротенькие сказки, рассказики будут понятны и интересны! Выделите специальное место для детских книжек, пусть ребенок сам достает, разглядывает и «читает».
- Поощряйте физическую активность: танцы под музыку, приседания у опоры, ползание, ходьба, разнообразные жесты и движения. Все это прекрасно отражается на мускулатуре! А еще легкий массажик, потягушки, щекотушки, пальчиковые игры и т.п. – пусть это приносит удовольствие и радость.
Относитесь к Вашему ребенку как к мыслящему существу со своими вкусами, приоритетами, интересами, общайтесь, дарите любовь и нежность. Так и воспитывается личность!